Шкала восприятия
Когда-то давно я удивлялся, как некоторые люди читают одновременно Стругацких и Донцову, слушают Muse и Егора Крида, смотрят «Клинику» и «Интернов». И им заебись. В голове не укладывалось, как можно любить и хорошее, и говно. Ведь уже знаешь, как бывает хорошо.
А потом я понял. Это просто маленькая шкала восприятия. Сейчас это очевидно, но тогда было открытием.
• • •
Система простая.
Есть, например, песня Робби Уильямса Feel. С неожиданной красивой запоминающейся мелодией, волшебным тембром голоса, офигительной техникой исполнения, интересными партиями инструментов и очень хорошим звуком. Положим, это десять условных баллов из десяти.
И есть, например, песня Егора Крида «Мне нравится». С предсказуемой, но запоминающейся мелодией, посредственным тембром голоса, сносной техникой исполнения, шаблонными партиями инструментов и довольно приличным звуком. Это четыре условных балла.
Если я слышу все десять баллов, я буду слушать Уильямса, а Крида слушать не буду. Потому что хочу партии, тембр, технику и все прочее. Я знаю, какой в них кайф, без него уже не катит.
Если я слышу только три балла, то я буду слушать обоих. А чо, мелодии запоминаются, звук норм, петь умеют. Может Робби и лучше умеет, но я разницы не слышу. Детали проплыли мимо и унесли возможный кайф с собой. Но я не знаю, что он вообще бывает, так что мне заебись.
• • •
Восприятие музыки — это скилл. Способность слушать разные партии и их взаимодействие, нюансы тембра, технику исполнения, звук, структуру композиции в целом.
Вместе с восприятием растет кайф и меняются вкусы. Оказывается, одна любимая песня доставляет не на два очевидных балла из двух, а на девять из новообретенных десяти. Зато другая — всего на три, этого уже не хватает.
А еще есть третья, которая казалась унылой херней, потому что слоты первых двух баллов в ней были пустыми. Но теперь видно, что там за ними еще десяток заполненных. И песня-то крутая.
В моем идеальном мире слушатели постоянно качают восприятие и балл за баллом расширяют шкалу, чтобы получить весь возможный кайф. А композиторы пишут музыку так, чтобы на любом уровне восприятия шкала была заполненной и никто не ушел обиженным.
Поэтому на следующей неделе я начну еще две рубрики. Для слушателей буду публиковать хорошую музыку и объяснять, почему она хорошая, а для композиторов — разбирать технические приемы заполнения шкалы на всех уровнях, до которых докачался сам.
Интересная теория, но вот я например слушаю Розенбаума (2), Рахманинова (10), Moderat (8), Robbie Williams (9). Значит у меня размер шкалы всего 2?
Евгений, не значит :-)
Можно не уметь услышать дополнительные баллы, а можно осознанно смириться с их отсутствием ради чего-то важного лично для вас. Например, посмотреть «Интернов», потому что Охлобыстин очень нравится.
Я сам иногда переслушиваю «Кукрыниксов» и терплю их недостатки ради запавшего в душу тембра голоса, красивых мелодий и стихов.
А у меня вот такая ситуация: я ценю не только композиции, набирающие 10 из 10 по моей шкале, но и те, что набирают 3 из 10. По мне слушать только треки с максимальными баллами, всё равно что смотреть только качественно снятое кино с замороченным сюжетом. А как же мультики? :-)
Александр, 10 из 10 не обязательно должны быть замороченными. «Саус парк» легко набирает 10 баллов интенсивностью шуток и сюжетных ходов, продуманной мимикой персонажей, интонациями и прочими деталями, которых просто нет в плохих мультиках.
На всякий случай напомню, что 10 — не максимум. Это просто 10.